Эчегарай-и-Эйсагирре, Xoce Мария Вальдо
род. 19 апреля 1832 г., Мадрид -
ум. 14 сентября 1916 г., там же
Нобелевская премия по литературе, 1904 г.
(совместно с Фредериком Мистралем)

Echegaray y Eizaguirre, José María Valdo
n. Madrid, 19 de abril de 1832 -
m. ibídem, 14 de septiembre de 1916
Premio Nobel de Literatura, 1904
(junto con Frédéric Mistral)

Испанский драматург Xoce Мария Вальдо Эчегарай-и-Эйсагирре родился в Мадриде в католической семье, среди предков которой были баски. Его отец Хосе Эчегарай-и-Лакоста родился 1 апреля 1806 г. в Сарагосе, а мать, Мануэла Эйсагирре Чале, происходила из Наварры. Когда Хосе было 3 года, его родители переехали в Мурсию, старинный провинциальный городок на территории бывшего Мавританского королевства в 214 милях (342 км.) к юго-востоку от Мадрида, неподалеку от побережья Средиземного моря. Помимо Хосе в семье росли еще два сына - Эдуардо, появившийся на свет в Мурсии 5 октября 1839 г., и Мигель, родившийся в Кинтанар-де-ла-Орден 28 сентября 1848 г. Эдуардо впоследствии стал геологом, а Мигель - известным комедиографом.

Отец будущего писателя преподавал греческий язык, занимая пост профессора при государственной средней школе - Мурсийском институте, куда в 1839 г., в семилетнем возрасте, поступил и его не по годам развитый сын. Юноша сосредоточил все внимание на изучении греческого и латинского языков, а также на естественной истории. Получив в июне 1846 г., в возрасте 14 лет, степень бакалавра философских наук, он возвращается в Мадрид, где успешно изучает математику в Школе гражданских инженеров (ныне Высшая техническая школа гражданских инженеров при Мадридском политехническом университете), которую досрочно заканчивает в 1853 г. После года работы инженером будущий писатель получает в 1854 г. должность преподавателя математики и звание профессора в Школе гражданских инженеров, где Эчегарай до 1868 г. преподавал как теоретическую, так и прикладную математику, зарекомендовав себя одним из самых выдающихся испанских математиков своего времени. Ему принадлежит ряд статей, монографий и учебников, среди которых "Вариационное исчисление" ("Cálculo de variaciones", 1858), "Проблемы геометрии" ("Problemas de Geometría", 1865) и "Проблемы аналитической геометрии" ("Problemas de Geometría Analítica", 1865). 16 ноября 1857 г. Хосе Эчегарай-и-Эйсагирре вступил в брак с Аной Перфектой Эстрадой родом из Астурии. Вскоре в семье появился сын, а затем и дочь.

В эти годы Эчегарай-и-Эйсагирре занимается также изысканиями в области политической экономии, физики, философии и геологии и публикует такие труды, как "Введение в высшую геометрию" ("Introducción a la Geometría Superior", 1867), "Записки о теории определителей" ("Memoria sobre la teoría de determinantes", 1868) и "Математическая теория света" ("Teoría matemática de la luz", 1871). В бытность свою преподаватем в Школе гражданских инженеров, он становится страстным театралом. В то время он еще не помышлял о том, чтобы самому стать писателем, хотя читал очень много.

Приблизительно в 1864 г. его младший брат Мигель, который в то время был еще подростком, написал одноактную пьесу в стихах "Орел и решка" ("Cara y Cruz"), которая была поставлена на любительской сцене. По-видимому, это произвело впечатление на Эчегарая-и-Эйсагирре, который, по свидетельству одного из своих переводчиков, Джеймса Грэма, тоже написал свою первую пьесу, которая, насколько известно, поставлена не была. Прежде чем целиком посвятить себя литературе, Эчегарай-и-Эйсагирре окунулся в политическую деятельность. После сражения у Альколеа в ходе Пятой испанской революции 1868-1874 гг. и бегства 30 сентября 1868 г. королевы Изабеллы II, он становится главным управляющим общественными работами в образованном 3 октября 1868 г. первом кабинете маршала Франсиско Серрано-и-Домингеса, графа де ла Торре. В образованном 18 июня 1869 г. кабинете Хуана Прима-и-Пратса, Эчегарай, будучи одним из самых активных сторонников политики свободной торговли, исправлял в нем должность министра развития, в ведении которого находились образование, общественные работы, сельское хозяйство, промышленность и торговля. В том же 1869 г. Эчегарай-и-Эйсагирре был избиран в Кортесы (испанский парламент) и занимал в нем различные официальные посты. 19 декабря 1872 г. он становится министром финансов в кабинете Мануэля Руиса Соррильи и занимает эту должность до 24 февраля 1873 г. Уже после отречения 11 февравя 1873 г. нового испанского короля Амадея Савойского от престола и провозглашения Кортесами Испании республикой, Эчегарай-и-Эйсагирре снова становится министром финансов в четвертом (уже республиканском) кабинете маршала Серрано-и-Домингеса, образованном 4 января 1874 г. Этот пост он занимал всего четыре месяца - до 13 мая. В бытность его министром финансов Банк Испании, учрежденный в 1856 г. получил монопольное эмиссионное право. До этого правом денежной эмиссии наряду с ним пользовались еще 15 частных банков.

Занимая ответственные посты, Эчегарай-и-Эйсагирре под псевдонимом Хорхе Айясека-и-Эйсагирре пишет свою первую пьесу "Чековая книжка" ("El libro talonano"). 14 февраля 1874 г. в мадридском театре "Аполо" ("Teatro de Apolo") состоялась ее премьера. После восстановления династии Бурбонов при помощи пронунсиаменто (военного переворота), произведенного 29 декабря 1874 г. в Мурвиедро генералом Арсенио Мартинесом де Кампосом, операвшегося на армию и поддержку либерального союза во главе с Антонио Кановасом дель Кастильо Эчегарай вынужден временно эмигрировать в Париж, где, освободившись от политических и административных забот, целиком отдается во власть литературных и театральных интересов. Вскоре вернувшись на родину оставив политическую деятельность и математическую науку ради театра, на протяжении последующих трех десятилетий занимается исключительно литературным трудом.

14 ноября 1874 г. в мадридском театре "Эспаньол" (Teatro Español) с большим успехом прошла премьера романтической драмы в стихах "Жена мстителя" ("La esposa del vengador"), сделавшей драматургу имя. В основе ее сюжета лежит непримиримая вражда двух бывших друзей Карлоса и Фернандо, без памяти влюбленных в дочь графа Пачеко Аврору, которая выбирает Карлоса, не подозревая о том, что он убил на дуэли ее отца. На следующий год за ней последовала драма "В последнюю ночь" ("La última noche", 1875). Но еще больший успех ожидал трагическую драму "В рукоятке шпаги" ("En el puño de la espada"), премьера которой прошла на сцене театра "Аполо" 12 октября 1875 г. Сюжет ее разворачивается в XVI веке, на фоне народного восстания против тиранического правления короля Испании и императора Священной Римской империи Карла V. В 1877 г. пишется пьеса "Безумие или святость" ("O locura o santidad"), где рассказывается о судьбе дона Лоренцо, бескомпромиссность, честность и прямота которого приводят к тому, что его объявляют безумцем. После перевода этой пьесы в 1895 г. на английский язык Эчегарай-и-Эйсагирре получает международное признание. Джордж Бернард Шоу заявил, что Эчегарай-и-Эйсагирре принадлежит к "школе Фридриха Шиллера, Виктора Гюго и Верди со свойственными им колоритностью, истинным трагизмом, борьбой красоты и героизма со слепой судьбой либо с неукротимым идеализмом, превыше всего почитающим ревность и мстительность". С постановкой 26 февраля 1878 г. в театре "Эспаньол" драмы "Доля и крест" ("En el pilar y en la cruz") и появлением в 12 апреля 1879 г. на его подмостках трагической легенды "В лоне смерти" ("En el seno de la muerte") завершается ранний этап творчества Эчегарая, характеризующийся своеобразной, присущей в то время на испанской сцене только этому драматургу, реставрации романтизма в духе XVII века.

Именно эти особенности творчества Эчегарая-и-Эйсагирре обеспечили ему популярность у испанского зрителя. Темой "Великого Галеото" ("El gran Galeoto"), вероятно самого известного произведения Эчегарая-и-Эйсагирре, поставленного в июне 1881 г. в мурсийском театре "Ромеа" ("Teatro Romea"), является разрушительная сила слухов, жертвами которых становятся невинные люди. По мнению искусствоведа Федерико де Ониса, "эти пьесы... с мастерством и эффектностью воспроизводят традиционные темы и конфликты, которые и составляют суть драмы". Успехом на сцене также пользовались пьесы "Противоречие между двумя обязанностями" ("Conflicto entre dos deberes", 1882), "Чудо в Египте" ("Un milagro en Egipto", 1884), "Весна, которая не кончается" ("Manantial que no se agota", 1889) и "Пролог драмы" ("El prólogo de un drama", 1890). 17 февраля 1891 г. в мадридском театре "Реаль" ("Teatro Real") прошла премьера его трехактовой оперы "Ирене де Отранто" ("Irene de Otranto"), которую многие критики сочли провалом.

Позднее, начиная с проблемной пьесы "Сын дон Жуана" ("El hijo de Don Juan"), поставленной 29 марта 1892 г. в театре "Эспаньоль", его драматургия становится более реалистической. Написанная под влиянием "Привидений" ("Gengangere", 1881) Генрика Ибсена, эта драма посвящена теме воздействия на сына распутной жизни отца. В отличие от большинства критиков, пьесу не принявших, Шоу в 1895 г. отметил, что Эчегарай "по-своему развивает тему "Привидений"". Далее Шоу пишет: "То обстоятельство, что ни г-жи Альвинг, ни Мандерса в испанской пьесе нет, а распутный отец, который вообще не появляется у Ибсена, у Эчегарая-и-Эйсагирре, напротив, чуть ли не главный герой, свидетельствует о том, что сюжет "Привидений" получил новую национальную трактовку, однако сохранил прежнюю мораль". Главную героиню пьесы "Мариана" ("Mariana"), поставленной 5 декабря 1892 г. на сцене мадридского "Театра Комедии" ("Teatro de la Comedia"), преследует ее прошлое, породившее в ней чувство презрения и мести ко всем мужчинам, в том числе и к глубоко любимому Даниэлю. Матильда - героиня другой пьесы Эчегарая-и-Эйсагирре "Смытое пятно" ("Mancha que limpia"), премьера которой состоялась 9 февраля 1895 г., обезумев от ревности, убивает своего изменника-мужа Фернандо и его любовницу Энрикиту, за что идет под суд по обвинению в убийстве в защиту чести. 22 января 1897 г. на сцене театра "Эспаньол" зрителям была представлена драма "Клевета наказуема" ("La calumnia por castigo"), в которой нашли отражения взгляды автора на уголовное право. Влияние Ибсена ощущается и в психологических пьесах "Безумный Бог" ("El loco de Dios", 1900), "Дурная наследственность" ("Malas herencias", 1902), "Лестница к престолу" ("La escalinata de un trono", 1903) и "Неуравновешенная" ("La desequilibrada", 1903).

Необычайно плодовитый автор, Эчегарай-и-Эйсагирре создавал по две-три пьесы в год, как минимум - одну. Таким образом, на протяжении жизни целого поколения испанский театр был заполнен его многочисленными произведениями. Популярность драматурга объясняется несколькими факторами: во-первых, Эчегарай-и-Эйсагирре многое позаимствовал у классика испанского театра Педро Кальдерона де ла Барка, стилизованные пьесы которого по-прежнему пользовались в Испании огромной популярностью, во-вторых, он учитывал интерес публики к высокой мелодраме; в-третьих - представил традиционные романтические темы чести, верности и любви в современной трактовке. Когда в 1894 г. Эчегарай был избран в Испанскую королевскую академию, он находился в зените славы, однако вскоре после этого новое поколение испанских писателей, известное как "Поколение 1898 г." ("Generación del 98"), повело борьбу против того, что они называли сентиментальным и устаревшим литературным стилем, эпигонством Ибсена и французских натуралистов, таких как Эмиль Золя и Анри Бек, в творчестве испанского драматурга. Духовным вождем этого идейно-культурного движения стал Мигель Унамуно-и-Хуго, к которому примкнули такие писатели и поэты как Рамон Мария дель Валье Инклан, Пио Бароха-и-Неси, Хасинто Бенавенто-и-Мартинес, Антонио Мачадо-и-Руис, Хуан Рамон Хименес и Хосе Мартинес Руис (Асорин). Кроме того, Эчегарая-и-Эйсагирре обвиняли в том, что он утратил связь с насущными социальными запросами испанского народа.

В конце 1904 г. было объявлено, что "за многочисленные заслуги в возрождении традиций испанской драмы" 72-летний Xoce Мария Вальдо Эчегарай-и-Эйсагирре удостоен Нобелевской премии, которую он разделил с Фредериком Мистралем. В своей приветственной речи на церемонии награждения, проходившей 10 декабря, постоянный секретарь Шведской академии Карл Давид Вирсен отметил, что, "подобно мастерам старой испанской драмы, Эчегарай-и-Эйсагирре совмещает в своем творчестве единство богатого воображения и утонченного художественного вкуса". Лауреат на церемонии вручения премии не присутствовал и Нобелевской лекции не представил. Награду принял посол Испании в Швеции Педро де Прат Агасино де Сеа Бермудес-и-Мавильи. Размер Нобелевской премии составил 140859 шведских крон (195677 песет), половина из которых пришлась на долю испанского поэта.

После получения Нобелевской премии из-под пера драматурга вышло всего лишь две пьесы - "Сила сопротивления" ("A fuerza de arrastrarse", 1905) и "Любимый и обращенный в прах" ("El preferido y los cenicientos", 1908). В 1905 г. он был назначен профессором математической физики Мадридского университета. В 1906 г. было начато издание в трех томах его "Лекций по математической физике" ("Conferencias sobre Física-Matemática", 1906-10). 11 февраля 1915 г. на экраны Соединенных Штатов вышел фильм "Незабываемый скандал" ("The Celebrated Scandal"), поставленный на студии "Фокс фильмс корпорейшн" ("Fox Film Corporation") режиссерами Джеймсом Деркиным и Джоном Гордоном Эдуардсом по его пьесе "Великий Галеото". Хосе Эчегарай-и-Эйсагирре скончался в Мадриде 14 сентября 1916 г. в возрасте 84 лет и был похоронен на мадридском церковном кладбище Сан-Исидро.

Помимо Нобелевской премии Хосе Эчегарай-и-Эйсагирре был удостоен Награды Кортины, врученной ему Королевской испанской академией языка в 1892 г. Король Испании Альфонс XIII в 1904 г. удостоил его Большим Крестом Альфонса XII, а в январе 1912 г. посвятил его в рыцари Ордена Золотого Руна. Кроме того, правительством Французской республики он был удостоен Ордена Почетного легиона, а итальянское правительство наградило его Большим Крестом Ордена Святых Маврикия и Лазаря. В 1907 г. Королевская академия точных, физических и естественных наук, президентом которой ему довелось быть, за его заслуги в области математических и экономических наук учредила в его честь Премию Эчегарая.

Несмотря на то что присуждение Эчегараю-и-Эйсагирре Нобелевской премии вызвало недовольство у младшего поколения испанских писателей, критики более позднего времени оценили историческое значение его творчества - связующего звена между классическим и современным этапами развития испанской драмы. В отличие от Доналда Шоу, назвавшего Эчегарая-и-Эйсагирре "наиболее характерным представителем упадка в испанском театре в конце XIX столетия", другие критики полагали, что Эчегарай-и-Эйсагирре в некоторых своих пьесах оказал влияние на развитие современной драмы. Из-под пера Эчегарая-и-Эйсагирре, не считая его научных трудов, вышла 61 пьеса различных жанров (28 из которых в стихах): 44 драмы, 4 трагедии, 12 комедий и одна опера. Сравнивая его произведения с творчеством Луиджи Пиранделло, американская исследовательница Вилма Ньюберри отметила, что "Пиранделло воспринял ряд основополагающих идей Эчегарая-и-Эйсагирре, что позволило ему произвести революцию в современном театре". Оба писателя, по мнению Ньюберри, "поставили под сомнение окружающую нас реальность, использовали метод "театра в театре", связывали конфликт драмы с ее сценическим решением, пытались проанализировать творческий процесс. Они подвергают романтизм сатирическому осмеянию, тем самым предвосхищая упреки критики в приверженности к этому направлению".

Библиография:

  • Echegaray y Eizaguirre, José: Cálculo de variaciones: lecciones esplicadas en la Escuela de Ingenieros de Caminos, Canales y Puertos, Madrid: José C. de la Peña, 1858
  • Echegaray y Eizaguirre, José: Problemas de Geometría, Madrid: T. Fortanet, 1865
  • Echegaray y Eizaguirre, José: Problemas de Geometría Analítica, Madrid: F. Martínez García, 1865
  • Echegaray y Eizaguirre, José: Historia de las matemáticas puras en nuestra España, Madrid: Academia de Ciencias, 1866
  • Echegaray y Eizaguirre, José: Teorías modernas de la Física, Madrid: Roig, 1867
  • Echegaray y Eizaguirre, José: Memoria sobre la teoría de determinantes, Madrid: Roig, 1868
  • Echegaray y Eizaguirre, José: Introducción a la Geometría Superior, Madrid: Eusebio Aguado, 1867
  • Echegaray y Eizaguirre, José: Teoría matemática de la luz, Madrid: Viuda de Aguado e Hijo, 1871
  • Echegaray y Eizaguirre, José: Hayeseca y Eizaguirre, José: El libro talonario: comedia en un acto y en verso, Madrid: José Rodrígues, 1874
  • Echegaray y Eizaguirre, José: La esposa del vengador: drama en tres actos y en verso, Madrid: Yagües, 1874
  • Echegaray y Eizaguirre, José: La última noche: drama en verso en tres actos y un epílogo, Madrid: José Rodrígues, 1875
  • Echegaray y Eizaguirre, José: En el puño de la espada: drama trágico en tres actos y en verso, Madrid: Octava, 1875
  • Echegaray y Eizaguirre, José: Un sol que nace y un sol que muere: comedia en un acto y en verso, Madrid: José Rodrígues, 1876
  • Echegaray y Eizaguirre, José: Cómo empieza y cómo acaba: drama trágico en tres actos y en verso, Madrid: T. Fortanet, 1876
  • Echegaray y Eizaguirre, José: El gladiador de Revena: : imitación de las últimas escenas de la tragedia alemana de Federico Halm, Madrid: José Rodrígues, 1876
  • Echegaray y Eizaguirre, José: O locura o santidad: drama en tres actos y en prosa, Madrid: J.M. Ducazcal, 1877
  • Echegaray y Eizaguirre, José: Iris de paz: juguete en un acto y en verso, Madrid: T. Fortanet, 1877
  • Echegaray y Eizaguirre, José: Para tal culpa, tal pena: drama en dos actos y en verso, Madrid: José Rodrígues, 1877
  • Echegaray y Eizaguirre, José: Lo que no puede decirse: drama en tres actos y en prosa, Madrid: T. Fortanet, 1877
  • Echegaray y Eizaguirre, José: En el pilar y en la cruz; drama en tres actos y en verso, Madrid: José Rodrígues, 1878
  • Echegaray y Eizaguirre, José: Correr en pos de un ideal: comedia en tres actos y en verso, Madrid: José Rodrígues, 1878
  • Echegaray y Eizaguirre, José: Morir por no despertar: leyenda dramatica del siglo xvi, en un acto y en verso, Madrid: Hijos de A. Gullón, 1879
  • Echegaray y Eizaguirre, José: En el seno de la muerte: leyenda trágica en tres actos y en verso, Madrid: Hijos de A. Gullón, 1879
  • Echegaray y Eizaguirre, José: Bodas trágicas: cuadro dramático escrito expresamente para la Señora Civili, Madrid: José Rodrígues, 1879
  • Echegaray y Eizaguirre, José: Mar sin orillas: drama en tres actos y en verso, Madrid: José Rodrígues, 1879
  • Echegaray y Eizaguirre, José: La muerte en los labios: drama en tres actos y en prosa, Madrid: José Rodrígues, 1880
  • Echegaray y Eizaguirre, José: Algunas veces aquí: drama en tres actos y en prosa, Madrid: José Rodriguez, 1880
  • Echegaray y Eizaguirre, José: El gran Galeoto: drama en tres actos y en verso, precedido de un diálogo en prosa, Madrid: José Rodrígues, 1881
  • Echegaray y Eizaguirre, José: Haroldo el normando: leyenda trágica en tres actos y en verso, Madrid: José Rodrígues, 1881
  • Echegaray y Eizaguirre, José: Los dos curiosos impertinentes: drama en un prologo y dos actos, Madrid: Hijos de A. Gullón, 1882
  • Echegaray y Eizaguirre, José: Conflicto entre dos deberes: drama en tres actos y en verso, Madrid: Cosme Rodrígues, 1882
  • Echegaray y Eizaguirre, José: Un milagro en Egipto: extudio tragico, en tres actos y en verso, Madrid: Cosme Rodrígues, 1883
  • Echegaray y Eizaguirre, José: Piensa mal... ¿y acertaras?: casi proverbio comico, en tres actos y en verso, Madrid: Cosme Rodrígues, 1884
  • Echegaray y Eizaguirre, José: La Peste de Otranto: drama en tres actos y en verso, Madrid: Florencio Fiscowich, 1884
  • Echegaray y Eizaguirre, José: Vida alegre y muerte triste: drama en tres actos y en verso, Madrid: José Rodriguez, 1885
  • Echegaray y Eizaguirre, José: El bandido Lisandro: estudio dramatico en tres cuadros y en prosa, Madrid: José Rodriguez, 1886
  • Echegaray y Eizaguirre, José: De mala raza: drama en tres actos y en prosa, Madrid: José Rodriguez, 1886
  • Echegaray y Eizaguirre, José: El conde Lotario: drama en un acto, Madrid: Florencio Fiscowich, 1887
  • Echegaray y Eizaguirre, José: Dos fanatismos: drama en tres actos y en prosa, Madrid: José Rodriguez, 1887
  • Echegaray y Eizaguirre, José: La realidad y el delirio: drama en tres actos y en prosa, Madrid: José Rodriguez, 1887
  • Echegaray y Eizaguirre, José: El hijo de hierro y el hijo de carne: drama en tres actos y en prosa, Madrid: José Rodriguez, 1888
  • Echegaray y Eizaguirre, José: Lo sublime en lo vulgar: drama en tres actos y en verso, Madrid: José Rodriguez, 1888
  • Echegaray y Eizaguirre, José: Manantial que no se agota: drama en tres actos y en verso, con un entreacto en prosa, Madrid: Cosme y José Rodrígues, 1889
  • Echegaray y Eizaguirre, José: Los rígidos: drama en tres actos y en verso y un diálogo-exposición en prosa, Madrid: José Rodriguez, 1889
  • Echegaray y Eizaguirre, José: Siempre en ridículo: drama en tres actos y en prosa, Madrid: Sociedad de Autores Españoles, 1890
  • Echegaray y Eizaguirre, José: El prólogo de un drama: drama en un acto y en verso, Madrid: Florencio Fiscowich, 1890
  • Echegaray y Eizaguirre, José: Examen de varios submarinos comparados con "el Peral", Madrid: José M. Ducazcal, 1891
  • Echegaray y Eizaguirre, José: Comedia sin desenlace: estudio cómico-político en tres actos y en prosa, Madrid: José Rodriguez, 1891
  • Echegaray y Eizaguirre, José: Un crítico incipiente: capricho comico en tres actos y en prosa sobre crítica drámatica, Madrid: José Rodriguez, 1891
  • Echegaray y Eizaguirre, José: Irene de Otranto: ópera en tres actos y seis cuadros, en verso, Madrid: José Rodriguez, 1891
  • Echegaray y Eizaguirre, José: Mariana: drama original, en tres actos y un epílogo, Madrid: R. Velasco, 1891
  • Echegaray y Eizaguirre, José: Sic vos non vobis ó La última limosna: comedia rústica original, en tres actos y en prosa, Madrid: José Rodriguez, 1892
  • Echegaray y Eizaguirre, José: El hijo de Don Juan: drama original en tres actos y en prosa, Madrid: Florencio Fiscowich, 1892
  • Echegaray y Eizaguirre, José: A la orilla del mar: comedia en tres actos y un epílogo, en prosa, Madrid: José Rodriguez, 1893
  • Echegaray y Eizaguirre, José: El poder de la impotencia: drama en tres actos y en prosa, Madrid: Florencio Fiscowich, 1893
  • Echegaray y Eizaguirre, José: A la orilla del mar: comedia en tres actos y un epilogo en prosa, Madrid: José Rodriguez, 1893
  • Echegaray y Eizaguirre, José: La rencorosa: comedia en tres actos y en prosa, Madrid: José Rodriguez, 1894
  • Echegaray y Eizaguirre, José: El primer acto de un drama: cuadro dramático, en verso (continuación del prólogo de un drama), Madrid: Florencio Fiscowich, 1895
  • Echegaray y Eizaguirre, José: Mancha que limpia: drama trágico en cuatro actos y en prosa, Madrid: Florencio Fiscowich, 1895
  • Echegaray y Eizaguirre, José: El estigma: drama en tres actos y en prosa, Madrid: Florencio Fiscowich, 1895
  • Echegaray y Eizaguirre, José: Amor salvaje: bosquejo dramático, en tres actos, original y en prosa, Madrid: Florencio Fiscowich, 1896
  • Echegaray y Eizaguirre, José: Resolución de Ecuaciones y Teoría de Galois, Madrid: Hijos de J. A. García, 1897
  • Echegaray y Eizaguirre, José: La calumnia por castigo: drama en prosa, en tres actos y un prólogo, Madrid: Rodriguez y Odriózola, 1897
  • Echegaray y Eizaguirre, José: La duda: drama en tres actos y en prosa, Madrid: R. Velasco, 1898
  • Echegaray y Eizaguirre, José: El hombre negro: drama en tres actos y en prosa, Madrid: R. Velasco, 1898
  • Echegaray y Eizaguirre, José: Silencio de muerte: drama en tres actos y en prosa, Madrid: R. Velasco, 1898
  • Echegaray y Eizaguirre, José: El loco de Dios: drama en cuatro actos, en prosa, Madrid: R. Velasco, 1900
  • Echegaray y Eizaguirre, José: Malas herencias: drama en tres actos y en prosa, Madrid: R. Velasco, 1902
  • Echegaray y Eizaguirre, José: La escalinata de un trono: drama trágico en cuatro actos y en verso, Madrid: R. Velasco, 1903
  • Echegaray y Eizaguirre, José: La desequilibrada : drama en cuatro actos y en prosa, Madrid: R. Velasco, 1903
  • Echegaray y Eizaguirre, José: La ciencia y la crítica, Madrid: Colonial, 1905
  • Echegaray y Eizaguirre, José: La energía eléctrica, Madrid: Antonio Marzo, 1905
  • Echegaray y Eizaguirre, José: A fuerza de arrastrarse!: farsa cómica en tres actos y un prólogo, Madrid: R. Velasco, 1905
  • Echegaray y Eizaguirre, José: Conferencias sobre Física-Matemática, t. 1-3, Madrid: Gaceta de Madrid, 1906-1910
  • Echegaray y Eizaguirre, José: El preferido y los cenicientos: drama vulgar o escenas de familia en un prólogo y dos actos, Madrid: R. Velasco, 1908

Переводы на русский язык:

  • Драматурги - лауреаты Нобелевской премии. Антология, Москва: Панорама, 1998

Переводы на английский язык:

  • Echegaray y Eizaguirre, José: Madman or Saint, Boston: L. Wolfe, 1895
  • Echegaray y Eizaguirre, José: Mariana: An original drama in Three Acts and An Epilogue, London: T. Fisher Unwin, 1895
  • Echegaray y Eizaguirre, José: The Great Galeoto, Boston: R.G. Badger, 1914
  • Echegaray y Eizaguirre, José: The Madman Divine, Boston: Poet Lore, 1908
  • Echegaray y Eizaguirre, José: Twenty-five short plays. New York : D. Appleton & Co., 1925

Литература:

  • Antón del Olmet, Luis / García Carraffa, Arturo: Los grandes españoles. Echegaray, Madrid: Imprenta de Alrededores del mundo, 1912
  • Hernández, Librada: El teatro de José Echegaray: un enigma crítico, Ann Arbor: UMI Research Press, 1991
  • Martinez Olmedilla, Augusto: Jose Echegaray, Madrid: Iberoamericana de Publicaciones, 1949
  • Matias, Julio: Echegaray - Su Vida y Obra, Madrid: E.P.S.A., 1970
  • Chandler, Frank Wadleigh: Modern Continental Playwrights, New York: Harper & Brothers, 1931
  • Jameson, Storm: Modern Drama in Europe, London: William Heinemann Ltd., 1920
  • The Oxford Companion to Spanish Literature, Oxford: Clarendon Press, 1978
  • Peak, Hunter: Social Drama in Nineteenth Century Spain, Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1964
  • Ruiz Ramón, Francisco: Historia del teatro español (desde sus orígenes hasta 1900), Madrid: Cátedra, 1979
  • Shaw, George Bernard: Dramatic Opinions and Essays, Vol. 1-2, New York: Brentano's, 1906
  • Warren, Leslie Alec: Modern Spanish literature: a comprehensive survey of the novelists, poets, dramatists and essayists from the eighteenth century to the present day, London-New York: Brentano's Ltd., 1929
  • Young, J.R.: José Echegaray: A Study of His Dramatic Technique, Urbana: University of Illinois Press, 1936

Периодические издания:

  • "New York Times", September 16, 1916

Фильмография:

  • "The Celebrated Scandal", James Durkin, J. Gordon Edwards, Fox Film Corporation (USA), 1915
  • "Galeotto, der große Kuppler", Hubert Moest, Eiko Film GmbH (Deutschland), 1919
  • "The World and His Wife", Robert G. Vignola, Paramount-Artcraft Pictures (USA), 60', 1920
  • "Mancha que limpia", , José Buchs, Film Española (España), 1924
  • "A fuerza de arrastrarse", José Buchs, Film Española (España), 1924
  • "Lovers?", John M. Stahl, Metro-Goldwyn-Mayer (USA), 60', 1927
  • "Festín de buitres", Ramón Peón, Pereda Films (Mexico), 77', 1949
  • "El gran Galeoto", Rafael Gil, Producciones Cinematográficas Españolas Falcó & Cía. (España), 78', 1951