Лаверан, Шарль-Луи-Альфонс
род. 18 июня 1845 г., Париж, Сена -
ум. 18 мая 1922 г., там же
Нобелевская премия по г.

Laveran, Charles-Louis-Alphonse
n. Paris, Seine, June 18, 1845 -
m. ibid, May 18, 1922
Prix Nobel de la physiologie ou médecine, 1907

Французский биолог и паразитолог Шарль-Луи-Альфонс Лаверан родился в Париже. Его предки по отцовской линии были врачами, а по материнской - офицерами. Отец Шарля, Луи Лаверан, был военно-медицинским инспектором и работал директором Эколь дю Валь-де-Грас. Следуя по стопам отца, Лаверан поступил в Императорскую военно-медицинскую школу в Страсбурге и в 1867 г. получил медицинский диплом. Во время франко-прусской войны он работал военным врачом. В 1874 г. он получил по конкурсу место заведующего кафедрой военной медицины и эпидемиологии в Эколь дю Валь-де-Грас. Через год молодой Лаверан написал трактат по военной медицине, в котором, в частности, уделил внимание малярии. Это заболевание редко встречалось во Франции, однако представляло серьезную угрозу здоровью французских солдат, служивших в Алжире. Поэтому, когда в 1878 г. истек оговоренный контрактом срок пребывания на посту заведующего кафедрой, армейские власти направили его в Алжир для изучения малярии.

Признание микробной теории брожения Луи Пастера заложило в те времена основы для теории микробного происхождения болезней. Для подтверждения такой теории исследователи должны были не только найти бактерию или иной микроорганизм, вызывающий то или иное заболевание, но также установить связь между этим заболеванием и микроорганизмом. Впервые эта задача была осуществлена в 1876 г. Робертом Кохом при изучении сибирской язвы, и с тех пор начался поиск болезнетворных микроорганизмов.

В течение первых двух лет работы в Алжире Лаверан изучал труды немецкого ученого Ахилла Келша. Предметом исследования этого ученого был темный пигмент, который постоянно обнаруживался в кровеносных сосудах, селезенке и печени лиц, погибших от малярии. Поскольку Келш занимался изучением мертвых тканей, он большее внимание уделял не развитию заболевания, а тем изменениям, к которым оно приводило. Однако он установил, что наличие темного пигмента служит ценным диагностическим признаком малярии. Лаверан подтвердил, что пигмент встречается именно при данном заболевании, и занялся изучением его роли в развитии малярии.

В то время как Келш и другие ученые изучали темный пигмент в сухих окрашенных мазках крови, Лаверан исследовал свежую кровь больных малярией. Он отметил наличие лейкоцитов (белых кровяных телец), содержащих темный пигмент, однако обратил внимание также на светлые тельца, в которых также присутствовал темный пигмент. Эти тельца не были похожи на обычные лейкоциты и по форме напоминали либо полумесяц, либо сферу.

5 ноября 1880 г. Лаверан взял кровь у молодого солдата во время приступа лихорадки. Ранее у этого же больного в крови он выявлял тельца в виде полумесяца; на сей же раз он обнаружил сферические образования. В дальнейшем он писал, что "на периферии этих телец были видны тонкие прозрачные нити, которые очень координировано двигались и, без сомнения, могли принадлежать только живым существам". Так Лаверан открыл возбудителя малярии. Сегодня эти микроорганизмы известны как плазмодии; они относятся к типу простейших, или одноклеточных, и паразитируют в эритроцитах.

Однако в течение четырех лет открытие Лаверана игнорировалось либо отрицалось. Большинство ученых не могли согласиться с тем, что жгутиковые микроорганизмы, обнаруженные Лавераном, способны существовать в крови. Более того, отрицалось даже то, что возбудителем малярии являются простейшие. Однако по мере того, как все больше исследователей начинали интересоваться малярией, отношение военных и гражданских врачей к существованию простейших паразитов в крови больных этим недугом становилось все менее скептическим. К 1885 г. открытие Лаверана получило мировое признание. Среди ученых, вставших на позиции плазмодиевой теории, был знаменитый канадский врач и педагог Уильям Ослер - профессор медицинского колледжа Джонса Хопкинса.

Сложная и трудоемкая работа по исследованию развития и путей передачи малярийного плазмодия была проделана в 1897 г. Рональдом Россом. Этот ученый, убедившись в достоверности результатов Лаверана и Патрика Мэнсона (ведущего английского специалиста по тропическим болезням), повел и свои работы в этом направлении.

В 1884 г. Лаверан получил должность профессора военной медицины в Валь-де-Грас. В этом качестве он проработал последующие 10 лет. К этому времени плазмодиевая теория стала настолько общепризнанной и работы Лаверана по простейшим и малярии столь популярными, что Французская академия наук присудила ему престижную премию Бреана. Однако французские военные врачи все еще не были убеждены в его правоте, и это ограничивало возможности его научной деятельности. Когда же истек срок работы в Валь-де-Грас, Лаверан не смог получить лабораторию для научных исследований. В связи с этим в 1896 г. он демобилизовался из армии и поступил в Пастеровский институт.

В Пастеровском институте Лаверан наконец получил время и возможность для изучения других заболеваний, вызываемых простейшими микроорганизмами. Наиболее важные его труды этого периода посвящены трипаносомам - простейшим, попадающим к человеку через укусы кровососущих насекомых (мухи цеце). Одним из заболеваний, обусловленных этими микроорганизмами, является трипаносомоз, или африканская сонная болезнь. Заболевания, вызываемые трипаносомами, как и малярия, обычно встречаются лишь в тропиках. Однако отдаленность места работы Лаверана от тропической зоны не помешала его исследованиям, так как благодаря тем возможностям, которые были в Пастеровском институте, он смог проводить опыты с искусственным заражением животных. И хотя сам он и не обнаружил трипаносому, вызывающую болезнь, он во многом продвинул учение о морфологии, биологии и патогенной активности простейших паразитов.

31 октября 1907 г. было объявлено, что "за исследование роли простейших, как возбудителей заболеваний" 62-летнему Шарлю-Луи-Альфонсу Лаверану присуждена Нобелевская премия. Приветственную речь в честь лауреата подготовил профессор Королевского Каролинского медико-хирургического института Карл Йонас Густав Сундберг, но в связи со смертью короля Швеции Оскара II торжественная церемония награждения была отменена. В своей Нобелевской лекции "О заболеваниях, вызванных простейшими" ("Sur les maladies dues à des Protozoaires"), прочитанной 11 декабря, Лаверан рассказывал о своей работе и о тех препятствиях, которые ему пришлось преодолеть для утверждения своих взглядов. Он также подвел итог своим исследованиям трипаносом. "В течение 27 лет, - говорил Лаверан, - я беспрестанно занимался изучением простейших паразитов человека и животных и, по-моему, без преувеличения могу сказать, что внес существенный вклад в прогресс в этой области". Денежное содержание Нобелевской премии составило в том году 138796 шведских крон (192811 французских франков).

Малярия была, конечно, самым значительным из заболеваний, вызываемых простейшими, однако работы Лаверана по трипаносомам также имели немалое значение. На денежную часть Нобелевской премии Лаверан организовал в Пастеровском институте лабораторию тропической медицины. Он продолжал свои исследования простейших, в частности лейшманиоза - тропического заболевания, вызываемого лейшманиями (жгутиковыми простейшими). В 1908 г. он основал Французское общество экзотической патологии. Будучи страстным ученым и уверенным в себе человеком, Лаверан обладал неистощимой энергией, терпением и оптимизмом. Он работал над изучением простейших паразитов человека и животных, будучи уже тяжело больным. Лишь за несколько месяцев до смерти работа его была прекращена. Лаверан умер в Париже 18 мая 1922 г. в возрасте 76 лет.

Его близкими людьми были сестра и жена, на которой он женился в 1885 г. Детей у Лаверана не было.

Кроме Нобелевской премии, Лаверан был также удостоен медали Дженнера Лондонского эпидемиологического общества в 1902 г. и премии Московского международного конгресса по медицине в 1906 г. Он был членом Французской Академии Наук с 1901 г. и Академии медицинских наук с 1893 г., а также иностранным членом Лондонского королевского общества, Общества патологов Великобритании и Ирландии, Эдинбургского королевского общества врачей и Лондонского общества врачей и хирургов, почетным членом Петербургского и Батумского медицинских обществ.